Полное описание моторных масел

Все о маслах

 

Как обеспечить долгую и счастливую работу двигателя? Рачительный хозяин проводит для этого массу мероприятий. Ключевой момент - подбор и замена масла двигателя.
Чтобы выполнить эти процедуры правильно, необходимо понимать - для чего вообще нужно моторное масло? Какие виды масел существуют,  чем они друг от друга отличаются? Какие факторы учитывает классификация моторных масел? Что влияет на ресурс работы масла, чем отличается продукция разных производителей?

 

Об этом и о многом другом поговорим  по порядку.

 

 

Моторное масло – основные функции

Главная задача моторного масла – предотвратить возникновение сухого трения  внутри двигателя. Чтобы сила трения в герметичном рабочем цилиндре была минимальной, требуется особая субстанция с определенными свойствами, способная функционировать широком диапазоне температур.  Насколько важна роль масла,  можно увидеть, перечислив его основные функции:

 

  • Надежная смазка деталей двигателя на каждом режиме работы на основе высоких антифрикционных, противоизносных, противозадиристых свойств.
  • Обеспечение чистоты двигателя от различных нерастворимых загрязнений.
  • Улучшение холодного пуска двигателя за счет усиления прокачиваемости и надежного смазывания в условиях экстремальных нагрузок.
  • Соблюдение оптимальных вязкостно-температурных свойств при высокой и низкой температуре.
  • Отвод тепла от трущихся поверхностей.
     

Кроме этого:

 

  • Высокая термическая и термоокислительная стабильность масла способствует надежной работе двигателя при высоких температурахв местах работы цилиндропоршневой группы.
  • В процессе работы двигателя накапливаются коррозионно-агрессивные  компоненты, которые нейтрализуются за счет высоких защитных и противокоррозийных свойств.


Для усиления имеющихся функциональных свойств в масляную основу  добавляют различные присадки, в некоторых видах их количество достигает 25 % общего объема масла.

 

Важно!

Коллоидная стабильность масла зависит от количества присадок  и правильной технологии смешивания, с учетом  температуры, давления, режима перемешивания,подачи сырьевых потоков и т.д.Именно наличие определенного пакета присадок корректирует свойства  того или иного вида масла.

Простыми словами, масло – это основа плюс присадки. Назначение присадок – усилить, ослабить или стабилизировать  некоторые свойства и характеристики масла, а также для получения нового свойства. Присадки транспортируются к месту производства в виде раствора в масле, с концентрацией примерно 50/50.  С базовым маслом присадки смешиваются по определенным технологиям.


Основные свойства моторного масла

 

Почему существует так много моторных масел? Заметьте – никто и никогда не скажет вам, какое моторное масло лучше, важно подбирать его именно для конкретного автомобиля.  А автомобилей и их производителей великое множество, с различными технологиями,  мощностью, техническими возможностями. Соответственно, и требования к смазочным материалам  предъявляются особыми способами. Чтобы лучше в этом ориентироваться и подобрать масло без ошибок, не лишне иметь представление об основных свойствах масла, а затем рассмотреть их различия.

Рассмотрим основные  свойства масла:

  • моюще-диспергирующие;
  • антиокислительные;
  • смазочные;
  • противокоррозионные;
  • вязкостно-температурные.

 

Моюще-диспергирующие свойства определяют возможности обеспечения чистоты деталей двигателя. Продукты старения (окисления)нерастворимые вещества, нагары, лакообразные отложения не выпадают в осадок,  а поддерживаются во взвешенном состоянии. Степень форсирования двигателя остается максимально высокой. Это становится возможным за счет адсорбирующего действия моющих присадок, способствующих образованию на каждой частице оболочки из углеводородных радикалов, способствующих «слипанию» частиц загрязнений.

 

Антиокислительные свойства повышают устойчивость масла к старению. Полностью предотвратить окисление к сожалению, невозможно. Но введение антиокислительных присадок позволяет значительно затормозить процессы образования отложений,  увеличения вязкости масла, загрязнения фильтров, затруднение холодного пуска и др.Антиокислителями высокой степени являются алкилсалицилатные и алкилфенольные присадки.

 

Смазочные свойстваснижают трение и  препятствуют изнашиванию контактирующих поверхностей, предотвращают возникновение задиров  поверхности деталей и вырывание металлов. Антифрикционные свойства усиливаются при добавлении модификаторов трения.

 

Противокоррозионные свойства усиливаются с добавлением деактиваторов металлов и противоокислительныхи антикоррозионных присадок. В результате на поверхности антифрикционных металлов образуется защитная пленка.

 

Вязкостно-температурные свойства  наиболее важные характеристики масла, обеспечивающие пуск двигателя при различных температурах, включая самые низкие. При этом масло без предварительного подогрева прокачивается беспрепятственно насосом по всей системе.  Диапазон использования моторного масло от минусовых зимних температур до прогрева в летнее время до 180-190 °С градусов.

 

Вопрос-ответ

 

- Улучшатся ли свойства, если в моторное масло добавить дополнительные присадки?

- Невероятная точность расчета в современных моторных маслах обеспечивает равновесие работающих присадок.  А потому не стоит самовольно менять  формулу, так как можно даже ухудшить ситуацию с мотором.

 

Какие виды масел существуют и чем они друг от друга отличаются?

 

Опытные автолюбители очень трепетно относятся к подбору масла для своего железного коня и знают, что иногда оно может не подходить мотору, даже если стоит баснословных денег. Чтобы подобрать подходящую продукцию, нужно ориентироваться в ее видах и основных характеристиках.

 

Итак, виды масел:

 

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое (частично синтетическое);
  • гидрокрекинговое (улучшенное минеральное).

 

Минеральные масла содержат достаточно много присадок и делятся на три группы:

 

  • парафиновые;
  • ароматические;
  • нафтеновые.

 

Основные различия в этих видах обусловлены строением входящих в состав углеводородов. Самые лучшие характеристики вязкости и температуры имеют парафиновые базовые масла. Окислительные свойства находятся в зависимости от концентрации серы, при ее содержании менее 1% износ деталей меньше. Излишнее количество серы удаляется из сырья, но конечный продукт в результате становится дороже.
Минеральное  масло считается самым дешевым вариантом, но менять его потребуется гораздо чаще.

 

  • Совет

Не рекомендуется использовать «минералку», если двигатель работает в тяжелых условиях.

 

Чаще всего минеральное масло применяется на старых отечественных автомобилях, оно более густое и не подтекает, даже например,  при старых изношенных сальниках.

 

Синтетическое масло

 

«Синтетика» обладает рядом значительных преимуществ перед предыдущим видом:

  • Обладает большей текучестью, а значит, уменьшает трение между деталями. В результате снижается расход топлива и увеличивается мощность двигателя.
  • Мотор работает исправно без перегрузок даже при низких температурах.  Высокий индекс вязкости способствует легкому запуску двигателя в морозную погоду, а также  при экстремальных тепловых режимах.
  • Не подвергается окислению и парафинизации, а потому во время его эксплуатации сохраняется высокая химическая стабильность.
  • Повышена стойкость к деформациям сдвига.

 

  • Совет

Используйте синтетические масла, если ваш автомобиль работает при критических нагрузках: при низких или высоких температурах, больших нагрузках на автомобиль.

 

Синтетические масла имеют больший срок службы,  чем минеральные, реже меняются, но при этом имеют более высокую стоимость.

 

Полусинтетические (частично синтетические) масла получают при смешивании минерального и синтетического вида. Оно обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, но по стоимости дешевле «синтетики».Применять его лучше при умеренных нагрузках. Процент вхождения синтетического базового масла может колебаться от 20 до 40%.

 

Гидротрекинговое (улучшенное минеральное) масло является продуктом перегонки нефти. В результате глубокой очистки отбрасывается все лишнее, но вместе с этим могут удаляться и нужные части, например, смолы, жирные и нафтеновые кислоты,  улучшающие  липкость и стойкость адсорбционной пленки масла, отвечающей за смазывающие свойства. В этом случае точно рассчитывается концентрация присадок. Но все же свойства «синтетики» остаются несколько лучшими.

 

  • Совет

 

При покупке полусинтетического масла обращайте внимание на описание – его можно спутать с маслом, полученным  путем гидрокрекинга – «минералкой» с улучшенной структурой и определенным набором присадок. Несмотря на то, что оно близко по своим качествам к «синтетике», срок эксплуатации остается на уровне минералки, то есть оно быстро стареет и подлежит скорейшей замене.

 

Классификации масел

 

Какие классификации существуют, что они означают и чем они друг от друга отличаются?

 

Чтобы  правильно подобрать масло для определенного типа двигателя, созданы несколько систем классификации:

 

  • для стран СНГ используется классификация ГОСТ;
  • по уровню вязкости используется классификация моторных масел SAE;
  • свою систему  различия по уровням свойств эксплуатации и назначенияимеет Американский институт нефти(классификация моторных масел по API);
  • по назначению и уровням эксплуатационных свойств  - АСЕА;
  • Международный  комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с ассоциацией японских производителей автомобилей  YAJAMA и американских производителей  автомобилей ААМА разработал классификацию ILSAC.
     

 

Каждая система различает описание масел по назначению и качеству.

 

Классификации API и АСЕА содержат минимальные базовые требования, согласованные между производителями масел, автомобилей и химических присадок к маслам. Автомобильные компании выдвигают свои собственные требования к маслам, так как они проводят испытание на своих собственных моделях. В результате испытаний четко указывается класс  по классификации или  собственную адаптивную спецификацию. Номер спецификации производителя  нанесен на упаковке  масла вместе с обозначением  класса эксплуатационных характеристик.

 

Исторически так сложилось, что на огромном советском пространстве в прежние времена использовалась система ГОСТ для двигателей отечественных автомобилей. Если внимательно ее рассмотреть, можно увидеть, что принцип определения вязкостных характеристик для автомобилей по системе ГОСТ схож  с  более популярной  сегодня классификацией  SAE.


Таблица соответствия классов вязкости моторных масел по SAE и ГОСТ

 

 

 

 

Что такое вязкость масла?

 

Вначале отметим, что на приборной доске автомобиля  указывается температура, которую многие ошибочно могут принять за температуру двигателя. Но это не так – это всего лишь данные по температуре охлаждающей жидкости. Температура же масла в двигателе «гуляет» и иногда  доходит до 150 градусов,  в зависимости от характера движения и типа двигателя. Таким образом, существует необходимость  в смазывающих материалах, обеспечивающих максимальный КПД двигателя  в разных условиях.

 

Важнейшим параметром моторного масла является  вязкость. Это величина переменная,  зависит, прежде всего, от температуры и показывает, насколько масло  способно оставаться на поверхности деталей,  сохраняя текучесть.

 

  • Все просто - чтобы допустить моторное масло с определенными параметрами  к работе двигателя, необходимо убедиться, что в данном диапазоне температур оно обеспечить безопасную работу двигателя.

 

Классификация моторных масел по вязкости SAE

 

Общество Автомобильных Инженеров США  предоставило последний вариант классификации  моторных масел по вязкости -SAE J300.  Для описания используются условные единицы – степень вязкости. Чем выше число (степень вязкости SAE), тем выше непосредственная вязкость масла.

 

Теоретически диапазон моторного масла описывают две характеристики:

 

  • кинематическая вязкость: измеряется в капиллярном вискозиметре, показывает, насколько легко перетекает масло при определенной температуре под силой тяжести в тонкой капиллярной трубке;
  • динамическая вязкость: измеряется в ротационных вискозиметрах, показывает, как изменяется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга.

Вязкость масла зависит от скорости перемещения смазываемых деталей – при увеличении – снижается при уменьшении – увеличивается.

 

Классификация моторных масел по вязкостисуществует в трех вариантах спецификации для разных сезонов: зимние, летние и всесезонные.

 

  • Совет

Придерживайтесь рекомендаций заводов-изготовителей для подбора масла  в конкретных климатических условиях. Но не стоит выбирать более высокий летний класс, иначе за счет гидродинамических потерь увеличится расход топлива.

 

Зимние масла SAE (6 классов):  0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (обозначены буквой W, от английского слова Winter-Зима).

 

Низкотемпературные параметры установлены в двух значениях:

 

  • проворачиваемость -  обозначает динамическую вязкость масла, минимальную температуру, при которой масло остается жидким  для беспрепятственного запуска двигателя (поворота стартера);
  • прокачиваемость - показывает динамическую вязкость масла, достаточной для прокачки масла по системе смазки, чтобы двигатель при холодном пуске не работал в сухом режиме. Здесь температура ниже, чем  при проворачиваемости  на 5°С.

Нижний предел кинематической вязкости установлен при температуре 100°С, при прогретом двигателе.

 

Летние  масла SAE (5 классов): 20, 30, 40, 50, 60 (обозначение без букв).

 

Данный вариант классификации отражает способность масла действовать при высоких температурах работающего двигателя с учетом верхнего температурного предела.

 

- Диапазон кинематической вязко¬сти каждого класса установлен при 100 °С.

- минимальное необходимое значение - при температуре 150 °С.

 

Таким образом, при возрастании коэффициента  увеличивается соответствующее значение вязкости. Значения могут несколько отличаться в различных источниках, так как двигатели разных моделей и торговых марок автомобилей отличаются своими характеристиками  мощности стартера, пусковой частоте вращения, мощности масляного насоса и сопротивлению в маслоприемнике.  Стандарты SAE предусматривают не одно точное число, а диапазон величин.
Также принимается во внимание градиент скорости сдвига при трении поверхностей относительно величины зазора, заполненного маслом.  При уменьшении  градиента скорости сдвига увеличивается вязкость масла, при увеличении – уменьшается.

 

Всесезонные  масла моторные: классификация и обозначение(ряд содержит 23 класса, двойное обозначение через тире, например 0W-60 или 5W-50).

 

Комбинация обозначений зимнего и летнего рядов указывает на универсальность масла. Закономерность в обозначениях относится к цифре, стоящей перед буквой W:
чем она меньше, тем меньше вязкость масла при зимней температуре, лучше прокачивается масло по системе и быстрее проходит старт холодного двигателя.

 

Поведем итоги.

 

По классификации  SAE можно узнатьдиапазон температур окружающей среды:

Для зимних и всесезонных масел:

 

  • способность выполнять холодный завод двигателя;
  • прокачивание масла под давлением системы при холодном пуске без сухого трения.

 

Для летних и всесезонных масел:

 

  • обеспечение надежной смазки летом при максимальном режиме работы.

 

Рекомендации:

 

Какое масло лить в двигательпо показателям вязкости в зависимости от пробега автомобиля?

 

  • Новый  двигатель (пробег до 25% от планового ресурса) - масла классов SAE 5W30 или 10W30 всесезонно.
  • Технически исправный двигатель (пробег – 25-75%) - всесезонно - SAE 5W40, летом масла классов SAE 10W40, 15W40, зимой 5W30 и 10W30.
  • Старый двигатель: всесезонно - SAE 5W40, летнее время - SAE 15W40 и 20W40, зимнее время - SAE 5W40 и SAE 10W40.

 

Вопрос – ответ:

 

 

  • Когда  можно переходить на более вязкое масло?

- Для этого есть резон лишь в случаях, когда двигатель выработал свой ресурс более чем на 50 %, при форсированной работе двигателя, при переезде в более теплый климатический пояс.

 

  • При какой температуре нельзя эксплуатировать технику на маловязком зимнем масле?

- Если используются масла SAE OW и SAE 5W, не рекомендуется  работать при температуре более 100 °С,  масла класса SAE 10W — выше 50 °С .

 

Таблица соответствия вязкости масла температуре воздуха.

 

 

 

 

Классификация API (Американский институт нефти)

 

Это описание масел по известной международной классификации разработано в двух видах:

 

  • S (Service) — рассматривает только  бензиновые  двигатели, легкие грузовики, легковые автомобили и микроавтобусы.
  • C (Commercial) — рассматривает дизельные двигатели грузовых автомобилей, тракторов, спецтехники.

 

В классификации указываются категории масла и уровень свойств эксплуатации. Качество масла считается тем выше, чем дальше находится вторая буква  в алфавите. Многие импортные масла имеют двойное обозначение, так как являются универсальными и подходят для бензиновых и дизельных двигателей. Например, SF/CC, CD/SF и др. Первые буквы показывают основное назначение. Последние разработки энергосберегающей продукции обозначаются  ЕС( по аббревиатуре слов EnergyConserving, в переводе с английского языка «энергосберигающие»). По классификации API рассматривается 3 класса категории "S" и 6  классов категории "С".

 

Важно!


  • Классификация API имеет особенность – действующий вышестоящий класс категории "S" способен заменить нижестоящий  класс.

 

Таблица допуска по системе классификации API для бензиновых и дизельных двигателей

 

 

 

 

 

 

Ответы на часто задаваемые вопросы

 

 

  • Можно ли осуществить переход с минерального масла на синтетическое?

 

Синтетика и минеральное масло вполне могут сосуществовать. Подбор масла должен проводиться с учетом  сочетания основы и различных присадок. Для этого можно руководствоваться несколькими правилами:

 

  • с минерального  масла вполне можно перейти на полусинтетическое, а также гидротрекинговое;
  • любое минеральное масло можно заменить  синтетическим полиальфаолефиновым (ПАО);
  • возможность перехода с синтетического масла (полиэфирного, гликолевого, силиконового) на минеральное лучше уточнять у производителей торговой марки авто.

 

При замене масла самое главное  - следить за тем, чтобы был одинаковый пакет присадок. Лучше всего соответствуют друг другу масла от одного производителя.

 

Можно отметить, что и в отечественном автомобиле вполне допустима замена масла в двигателе с «минералки» на «синтетику».Не смотря на расхожие мнения, заливать импортное   синтетическое масло в двигатель ваз вполне безвредно для исправных отечественных сальников и прокладок.  Сегодня ошибочным считается определение качества масла по цвету – быстрое потемнение вполне может быть следствием хороших моющих свойств, а не низкого качества и несовместимости.


 

 

  • Когда с переходом на синтетику следует повременить?

 

  1. Проверить состояние двигателя и наличие отложений и уплотнений на сальниках. При подтекании масла вначале нужно ликвидировать его причины.
  2. При обнаружении отложений в двигателе вначале лучше его промыть.
  3. Если такие нюансы обнаружены, лучше вначале попробовать залить «полусинтетику» и понаблюдать за автомобилем  в течение 1 цикла, а в следующую замену уже залить «синтетику».

Будьте готовы к тому, что первые несколько циклов масло придется менять несколько чаще.

 

 

 

  • Насколько важно при замене масла использовать ту же марку и тип?

 

Конечно, производители масел и автомобилей настаивают, чтобы применять масло определенной марки.  Иногда владелец, который проводил замену четко по плану, содержит двигатель в порядке, но желает поменять вид масла. Инструкция по эксплуатации  дает четкие рекомендации по замене ГСМ. После слива масла его небольшая часть остается в двигателе. Между пакетом присадок нового и старого масла может возникнуть химическая реакция, так как основа и состав каждой присадки индивидуален.  Более безопасным считается переход на масло того же производителя. Но если данные  отсутствуют, то при переходе на другое масло нужно проводить промывку двигателя.

 

А именно в случаях, когда:

 

  • неизвестно, какое масло было залито в автомобиль;
  • нет данных о дате очередной замены и пробега  машины после нее;
  • внутренние стенки двигателя содержат отложения, характерные для превышения сроков замены масла,  использования некачественных ГСМ, попадания в масло посторонних веществ (например, охлаждающей жидкости).

 

Если у вашего авто расход масла завышен, но по рекомендациям производителя оно подходит автомобилю, лучше залить  более вязкое моторное масло для двигателятой же  марки, или перейти на «полусинтетику», даже если до этого использовалась «синтетика».

 

 

 

  • Может ли синтетические масло стать причиной течи в сальниках, уплотнителях или самом двигателе?

 

Причин для течи сальников может быть несколько: когда образуется более высокое давление масла в двигателе (в картере) или если сами сальники устарели и потеряли эластичность. Несмотря на то, что синтетика обладает более текучими свойствами, при ее заливке не будет течи, если сальники и уплотнители хорошего качества.

Большинство представителей  современной «синтетики» совместимо с эластомерами – материалами изготовления прокладок и сальников. Более того, они содержат специальные присадки для уплотнения данных комплектующих с целью предотвращения утечек. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если двигатель старой конструкции работает с изношенными сальниками. В таком случае лучше заменить их перед заливкой, иначе расход масла в двигателе может увеличиться вдвое.

 

 

 

  • Являются ли синтетические масла менее экономичными, чем минеральные?

 

Действительно, синтетическое масло стоит дороже минерального.  Но обладая лучшими характеристиками, оно лучше защищает двигатель от износа, обеспечивает более комфортный пуск двигателя в морозную погоду, ранний выход на рабочие параметры, стойкость  к окислению. Это все приводит к значительной экономии на ремонте автомобиля, несовместимом со стоимостью масла. К тому же ресурс работы «синтетики» несколько выше,  а потому менять ее можно реже. Также нужно отметить, что  не образуется «угар», а это значит, что не потребуется тратить масло на «долив». Это также способствует  экономичному действию синтетики.  Все это дает возможность утверждать, что,несмотря на большую стоимость, она более экономична, чем «минералка».

 

 

 

  • Насколько важно использовать рекомендуемые моторные масла? Правда ли, что синтетические масла используются только в высококлассных автомобилях или при экстремальных температурных условиях?

 

Если  спросить автолюбителя со стажем о том, какое масло заливать в двигатель, он согласится, что рекомендованные производителем ГСМ лучше. Но технологии не стоят на месте, и
если автомобиль выпускался несколько лет назад,  вполне  резонно, что современные  синтетические масла имеют более высокие характеристики качества. Большинство  видов «синтетики» прекрасно эксплуатируются  при низких температурах, обеспечивают более легкий запуск двигателя и надежно промазывают его во время прогрева. Оптимальные  характеристики вязкости и устойчивость к окислам, отсутствие угара, низкий уровень летучести – все это дает огромное преимущество «синтетики» для применения ко всем типам моторов.

Однако доля опасений  остается  в некоторых случаях, а именно:
 

  • если на поверхности двигателя находятся значительные отложения;
  • потеряли эластичность сальники, прокладки колпачки;
  • если двигатель еще не прошел «обкатку», чтобы не нарушить  приработок пар трения;
  • в двигателях после капитального ремонта;
  • в роторно-поршневых двигателях.

 

В остальных случаях синтетические масла наоборот, способны облегчить работу двигателя и гарантировать его полную защиту.
 

 

 

  • Когда моторное масло приобретает черный цвет, это означает, что его пора заменить?


Распространенное мнение об устаревших  минеральных маслах сегодня не актуально относительно  современных  минеральных и полусинтетических продуктов, а тем более высококачественного синтетического масла. Потемнеть масло может уже на 300-400 километре пробега после замены, но это говорит лишь о том, что оно обладает хорошим очистительным эффектом, и эффективно удаляет частицы сажи и других продуктов сгорания топлива.  Еще одна причина потемнения заключается в наличии определенной присадки, меняющей цвет в процессе работы уже на первых порах, и это считается нормальным явлением.  Естественный процесс потемнения цвета не является сигналом  замене масла, не является он и показателем снижения смазывающих качеств. Ориентироваться в этом вопросе следует лишь на рекомендации производителей автомобиля.
 

 

 

  • От чего зависит время эффективной работы моторного масла?


Иногда бывает так, что заливая самое лучшее масло, автолюбитель может ездить с ним  даже меньше, чем с простым и недорогим смазочным материалом. Кроме этого, одно и то же масло при разных условиях эксплуатации имеет разный ресурс. Все это наводит на мысль: несмотря на то,  какое масло в двигатель заливалось, кроме непосредственного качества существуют  факторы, влияющие на ресурс его работы.

Эксперты называют сразу несколько причин:
 

  • Конструктивные особенности двигателя. Например, отличие по стране-производителю. В европейских дизельных двигателях заводской зазор у стенок цилиндра и поршня в три раза меньше, чем в американских и японских, потому и поведение масла будет отличаться.
  • Стиль вождения, нагрузки – здесь можно сравнить механизм с сердцем человека. Если допускать постоянные перегрузки, скачки на оборотах, активный износ – масла понадобится несколько больше, и менять его придется чаще.
  •  Условия эксплуатации -  несколько перекликается с предыдущим пунктом, но можно добавить сюда частое или редкое использование автомобиля,  климатические условия, преобладающий режим езды (городской или по трассе). Нужно отметить, что масла потребляется больше как у автовладельца, постоянно «гоняющего» по городу или по пересеченной местности, так и «отстаивающего» авто в гараже или на стоянке. Нужно отметить, что  ресурс масла при постоянной езде по городу может уменьшиться почти вдвое.
  • Климатические условия  - нужно выделить отдельно. При резко континентальном климате лучше заливать масло в двигатель по сезону, исходя из реального времени года.
  • Используемое топливо. Если содержание серы превышает международные стандарты (не более 0,05% серы), автомобиль может «чихать». Принцип здесь один: чем качественнее топливо, тем дольше сохраняются свойства моющих присадок.
  • Исправность двигателя. Масло более живуче, чем меньше износ двигателя, и это неудивительно. В старых изношенных двигателях свойства масла может снижаться в катастрофически короткие сроки. Здесь можно отметить определенную взаимозависимость: чем выше качество масла, тем дольше сохраняется двигатель. Чем лучше состояние двигателя, тем дольше ресурс работы масла. Особенно заметна эта зависимость на последних 20% ресурса работы масла – в это время в наибольшей степени происходит износ двигателя.

 

 

 

  • Изменяются ли свойства моторных масел в процессе эксплуатации?


Если бы моторное масло в процессе эксплуатации не меняло своих свойств,  человечество осуществило бы свою давнюю мечту об изобретении вечного двигателя. Увы, при работе двигателя масло не только уменьшается в объеме в разной степени, но и меняет свои первоначальные качества. Оно испаряется и подтекает через сальники, выгорает в камере сгорания, но не только это является причиной изменения свойств.  

Первая причина  – образование в масле продуктов окисления. Вторая – попадание внутрь мельчайших металлических частиц, воды, нагара, сажи, пыли и прочего. Чем больше срок работы масла, тем сильнее меняется коррозионность, моющие свойства, кислотное число. При этом первоначальная  степень «чистоты» масла не имеет значения, оно может быть самого лучшего качества, но со временем может изменить свои свойства, а значит, увеличивается трение между деталями и появляется угроза  выхода их из строя. Если свойства масла определено наличием конкретной  присадки, которая постепенно отрабатывает свой ресурс.

Чтобы контролировать чистоту масла, нужно чаще менять воздушный фильтр, поддерживать нужный тепловой режим работы двигателя, следить за исправностью работы систем зажигания и газораспределения.  Также важно  иметь масляные фильтры хорошей конструкции и высокой степени надежности, чтобы не допустить поступление нерастворимых примесей в мотор. Тогда причиной замены масла будет содержание растворимых примесей, образуемых в процессе эксплуатации. Сроки же замены останутся на уровне, указанном производителем.
           

 

 

  • Чем отличается синтетическое масло от минерального?


Базовые синтетические масла получаются в результате сложного процесса химической переработки нефтепродуктов. Основные качества – высокий уровень защиты двигателя при невысокой вязкости, длительный срок эксплуатации. Модификации синтетических масел с благоприятным и сбалансированным углеводородным составом используются на предельных температурных уровнях. Синтетическое масло гарантированно дает высокое качество эксплуатации автомобиля.
 
Серьезные отличия с минеральными маслами начинаются на молекулярном уровне, в строении базовой основы. Молекулы строятся с готовыми заданными характеристиками,  поэтому синтетическое масло имеет большее химическое и термическое постоянство. Это означает, что при работе:
 

  • молекулы не претерпевают особенных превращений, они не окисляются, не поддаются парафинизации;
  • эксплуатационные характеристики остаются на высоком уровне более длительный срок;
  • сохраняется оптимальное значение вязкости;  
  • используется широкий диапазон температур.
  • холодный пуск двигателя становится легким и безопасным даже при работе на высоких скоростях.


Синтетические масла обладают высокой проникающей способностью.
 

 

 

  • Чем обуславливается ресурс работы масла?

 

При эксплуатации мотора ресурс работы масла изменяется. Основной  показатель  - моющая способность смазочного материала,  которая описывается щелочным числом (TBN), указывающий степень концентрации щелочей в составе масла.  Рассматривается 1 грамм масла и количество в нем  гидроокиси калия (КОН)  в мг,  обозначается (мг КОН/г). Сам показатель щелочности определяется определенной моюще-диспергирующей  присадкой.  


При работе двигателя могут образовываться кислоты, вызывающие коррозию. Щелочи призваны деактивировать эти кислоты и не допустить коррозии.  При эксплуатации смазочного материала работоспособность снижается, соответственно, уменьшается способность ограждать детали мотора от коррозии, снижая кислотность и переводя элементы в нейтральные.  Если щелочность продукта уменьшается более чем на 50%, (то есть нейтрализующая присадка сработалась), он считается утратившим ресурс. Коррозийный износ двигателя может увеличиться, чтобы этого не допустить, как только масло переходит допустимые пределы, его надо заменить.
 

Комментарии

К этой статье еще нет комментариев

* Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Внимание! Внешний вид товара, комплектация и характеристики могут изменяться производителем без предварительных уведомлений.
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.