Устройство и принцип работы автомобильного термостата.

Система охлаждения

В общем-то, специалисты до сих пор спорят, кому принадлежала пальма первенства в изобретении термостата, ставшего прообразом современного автомобильного аналога. Доподлинно известно одно, - произошло это в последней четверти 19 века, а название прибор получил, как это довольно часто практиковалось и практикуется, из греческого языка (thermos и statos - «горячий» и «состояние»).



Этот маленький по размерам агрегат является неотъемлемой частью любого современного автомобиля, охлаждение двигателя которого производится с помощью жидкости. Играя роль автоматического клапана, срабатывающего при изменении температуры охлаждающей жидкости, он автоматически ее регулирует, а также способствует более быстрому прогреву холодного двигателя до рабочего состояния. Монтируется термостат в месте выхода охлаждающей жидкости в радиатор.



Термостат, при всей своей высокой значимости для нормальной работы двигателя, имеет чрезвычайно простое устройство. При его изготовлении используются латунь и мед, иногда – пластик. В большинстве автомобилей его диаметр составляет 5см. Своеобразным «сердцем» прибора является маленький герметичный цилиндр, находящийся с той его стороны, который располагается ближе к двигателю. В нем размещен шарик, состоящий из искусственного воска, температура плавления которого составляет 82 градуса по Цельсию. Под воздействием повышенной температуры воск, имеющий свойство значительно расширяться при переходе из изначально твердого в жидкое состояние, выталкивает вдавленный в него стержень, вследствие чего клапан открывается. В результате, охлаждающая жидкость беспрепятственно поступает в радиатор. При отключенном, остывающем двигателе, воск снова переходит в твердое состояние, закрывая клапан.



Отличаясь конструктивно, типом используемого наполнителя, температурой срабатывания, большинство термостатов, тем не менее, функционирует по одинаковому принципу. Когда он находится в закрытом состоянии, охлаждающая жидкость циркулирует исключительно в рубашке охлаждения двигателя, то есть, в так называемом, малом контуре. Это приводит к более быстрому нагреванию жидкости и, как следствие, к выходу холодного двигателя на рабочую температуру в значительно более короткий срок. Как только охлаждающая жидкость достигает температуры срабатывания термостата (она варьируется, хоть и в небольшом диапазоне, с учетом особенностей конкретного двигателя), он открывается, позволяя охлаждающей жидкости начать движение по большому контуру, то есть, через радиатор и всю систему охлаждения двигателя. Циркулируя по этому контуру, жидкость, отдавая свое тепло двигателю и разогревая его, охлаждается, что приводит к частичному или полному закрыванию термостата. Процесс повторяется, и прибор, постепенно увеличивая или уменьшая открытие, в зависимости от изменения температуры, осуществляет динамическую балансировку теплоносителя и его расход в радиаторе, поддерживая температуру двигателя в пределах оптимального диапазона.



Несмотря на всю кажущуюся простоту своего устройства, термостат является очень важным элементом системы охлаждения двигателя автомобиля. Его неисправность может привести, в результате перегрева, к выходу из строя мотора, поскольку охлаждающая жидкость в этом случае не поступает в радиатор, а, значит, и не охлаждается должным образом. Удаление термостата из системы охлаждения или его работа в режиме постоянного открытия грозит долгим прогреванием двигателя до рабочей температуры, ухудшает его экономичность и сокращает ресурс.



Абсолютное большинство современных автомобилей оборудованы, уже описанными выше, термостатами с механическим принципом действия. Но в последнее время запатентованы и устанавливаются на некоторые двигатели внутреннего сгорания термостаты, имеющие электронное управление. Они, благодаря электроуправляемому пропорциональному клапану, руководствуясь специальным алгоритмом, гибко управляют системой охлаждения двигателя и позволяют улучшить его энергетические и экологические параметры. При всей инвариантности электронных автомобильных термостатов им свойственны общие недостатки, которые заключаются в конструктивной и технологической сложности, повышенных габаритах и т. д. Это пока не позволяет в полной мере использовать преимущества термостатов с электронным управлением в регулировании потоков жидкости в системе охлаждения двигателя.


Проверить работоспособность термостата не трудно, даже, на любительском уровне. Надо просто запустить двигатель, и после достижения охлаждающей жидкостью предкритической температуры (контролируется по приборной панели), заглушить его. Затем, сравнив, осторожно дотронувшись ко входному и выходному шлангам радиатора (они могут быть горячими) их температуру, определить исправность термостата (если один из шлангов холодный, скорее всего, устройство требует замены). А если термостат снят, то с помощью его нагревания в емкости с водой, а затем охлаждения (контролируется с помощью термометра), можно определить не только его исправность, но и пороги срабатывания в ту или иную сторону. Они могут разными для термостатов различных автомобилей, и, прежде чем принять решение о его замене, следует ознакомиться с основными параметрами прибора.

Комментарии

К этой статье еще нет комментариев

* Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Внимание! Внешний вид товара, комплектация и характеристики могут изменяться производителем без предварительных уведомлений.
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.