Обслуживание, эксплуатация и зарядка аккумулятора.

Системе питания

Даже не надо быть технически очень осведомленным человеком, чтобы понимать назначение и принцип действия аккумуляторной батареи. И, тем не менее, этот незаменимый для современного автомобиля атрибут, не так прост, как это кажется на первый взгляд. И незнание автолюбителем нюансов его обслуживания, эксплуатации и зарядки может привести к нежелательным последствиям в виде преждевременного выхода из строя АКБ и, даже, к ее полному разрушению. Прежде всего, следует понимать, что функция этого устройства не ограничивается только запуском двигателя, как считают некоторые. Оно, ведь, пусть и нечасто, может служить аварийным источником питания взамен вышедшего из строя генератора. А в современных двигателях с инжекторным впрыском на него возлагаются еще и обязанности сглаживания пульсаций напряжения от генератора. Именно, поэтому с целью недопущения выхода из строя бортового компьютера, выполняющего функцию управления распределённым впрыском, необходимо избегать отключения АКБ при работающем двигателе.


Устройство, принцип действия.
Чтобы грамотно эксплуатировать аккумулятор,полезно знать его устройство и принципы происходящих в нем процессов, позволяющих ему запасать энергию, отдавать ее и вновь возобновлять. Все, выпускаемые ныне для автомобилей, стартерные батареи являются свинцово-кислотными. А каждая из банок, помещенных в корпус-контейнер, содержит, отделенный между собой сепараторами, набор разнозаряженных пластин, причем, в качестве активной массы в "минусовых" пластинах используется свинец, а в положительных – его диоксид. Последовательно соединенные банки и дают в результате заданное напряжение.

В основу всех происходящих в аккумуляторе процессов положен, открытый еще в середине 19 века, принцип двойной сульфатации. В ходе разряда батареи активная масса разнозаряженных пластин взаимодействует с электролитом, вследствие чего на поверхности заряженной отрицательно пластины образуется сульфат свинца, что сопровождается сниженем плотности электролита. При зарядке же аккумулятора под воздействием внешнего источника, происходит обратный процесс, в результате которого на "минусовых" пластинах восстанавливается свинец, а на "плюсовых" – диоксид этого металла. Плотность электролита возрастает, и аккумулятор вновь готов к работе.
Грамотная эксплуатация продлит "жизнь" аккумулятора.

Срок службы АКБ напрямую зависит от условий ее эксплуатации. А начинается она с правильной установки устройства на автомобиль. Прежде всего, новую батарею следует зарядить и, лишь, затем устанавливать, добиваясь ее жесткой «посадки» на место. Этим самым минимизируется негативное воздействие на аккумулятор вибрации, зачастую приводящей к преждевременному выводу его из строя, вызванного замыканием и осыпанием пластин в банках. Особое внимание следует уделить зачистке клемм АКБ, которые после закрепления на них проводов надо смазать литолом. Все контакты должны быть туго затянуты.

Срок службы современного аккумулятора составляет, в среднем, 4-5 лет. Но это может быть достигнуто только при четком соблюдении правил эксплуатации, в числе которых не последнее место занимает недопущение глубоких его разрядов и перезарядов. Ведь, в результате глубокого разряда АКБ может потерять свою первоначальную номинальную емкость.
Глубокий разряд аккумулятора может наступить в результате оставленных на длительный срок включенными осветительных и других приборов, неисправности элементов электрооборудования, включения дополнительных потребителей электроэнергии и т.д. Этому способствуют также поездки на незначительные расстояния, сопровождаемые частыми запусками двигателя.

Все это может привести к разрядке батареи до критической плотности и чрезмерной сульфатации свинцовых пластин (образуются кристаллы сульфата свинца, не способные вступить в реакцию), после чего АКБ, практически, восстановлению не подлежит. Чтобы этого избежать, необходимо обеспечить постоянный контроль за состоянием устройства, периодически замеряя плотность электролита. Надо также иметь в виду, что долго не эксплуатировавшийся аккумулятор подвержен саморазряду. Для водителя должно стать непременным правилом обязательная зарядка аккумулятора, если он разряжен летом более, чем наполовину, а зимой – больше, чем на 25%. А чтобы предотвратить разряд аккумулятора при длительной стоянке автомобиля, следует отключать его от сети электрооборудования.

Непоправимый ущерб батарее может нанести также ее перезаряд вследствие неисправности регулятора напряжения. Электролит при этом «закипает», что приводит к разложению воды и понижению его уровня. Находящийся на панели приборов вольтметр позволяет контролировать показатели зарядного напряжения, - при превышении допустимого максимума, необходимо срочно проверить исправность регулятора напряжения.
Правильная эксплуатация аккумулятора подразумевает также постоянный контроль уровня электролита в нем, ведь, при работе часть воды из него теряется. Это приводит к снижению резервного уровня электролита над пластинами и увеличению концентрации в нем кислоты, что отрицательно сказывается на ресурсе АКБ. В зависимости от различных факторов возможно критическое снижение уровня электролита, даже и за 1–2 месяца (особенно, в случае неисправного регулятора напряжения). Поэтому проверять уровень электролита необходимо регулярно( 1–2 раза в месяц) и доливать дополнительно дистиллированную воду.
Аккумулятор нуждается в бережном обслуживании.

В обслуживании АКБ мелочей не бывает, - пренебрежение элементарными требованиями может привести к преждевременному ее выходу из строя. Надо постоянно следить за чистотой и надежностью контактов аккумулятора с корпусом автомобиля, выводы и клеммы всегда должны быть тщательно очищены и смазаны, батарея надежно закреплена в гнезде. Она должна содержаться в чистоте, верхнюю поверхность рекомендуется периодически (а тем более, если на нее попал электролит) протирать 10% водным раствором пищевой соды или аммиака (это эффективный метод борьбы с паразитными утечными токами). Вентиляционные отверстия аккумулятора также нуждаются в периодической проверке и прочистке.
В случае снижения уровня электролита, в банки допускается долив только дистиллированной воды, но, ни в коем случае не кислоты и всякого рода «улучшителей» и «модификаторов»!
Хранение снятого с автомобиля аккумулятора осуществляется в помещениях с температурой от 0град.С до +30град.С в заряженном состоянии, периодически, при необходимости , производится подзарядка. Новые сухозаряженные АКБ хранятся выводами вверх в помещениях, при таких же, как и залитые аккумуляторы, температурах.

Правильная зарядка – залог эффективности работы и долговечности АКБ.
Зарядка аккумулятора производится, как правило, с помощью выпрямителя постоянного тока или, попросту говоря, зарядного устройства, которое может быть либо автоматическим, либо с ручной регулировкой. Важно, чтобы температура батареи перед зарядкой была в оптимальном диапазоне +15 -25град.С (при температуре электролита превышающей +45град.С. заряд не допускается).
Сначала надо вывернуть пробки из каждой батареи, открыв тем самым все газовые каналы, присоединить провода зарядного устройствам к клеммам АКБ, не перепутав при этом полярность. Затем установить напряжение выпрямителя, помня, что его максимальное значение для 12-ти вольтного аккумулятора не должно превышать 14,4В. При осуществлении процесса важно учитывать три параметра: напряжение и ток зарядки, время ее проведения. Зарядный ток по своей величине не должен превышать 0,1 от емкости аккумулятора. Так, если она составляет 60Ач, то максимальный ток зарядки не должен превышать 6А. По ходу зарядки ток уменьшается. Если зарядное устройство не автоматические, то определить окончание полной зарядки можно по тому, что в течение 2-3 часов величина тока не растет. Как правило, достаточным временем на проведение процедуры считается 15 часов. Конкретные указания по режиму заряда, а также эксплуатации и обслуживанию АКБ производитель отмечает в прилагаемых к ней инструкции или гарантийном талоне.

После окончания зарядки корректируются уровень и плотность электролита в каждой банке, путем долива дистиллированной воды до отметки или, при ее отсутствии, - на 15 мм выше уровня пластин, и еще на 20-30 минут продолжается вся процедура.
Так как, с зарядкой аккумулятора приходится иметь дело абсолютному большинству автолюбителей, то очень важно при этом руководствоваться элементарными мерами безопасности. Вот некоторые из них:

1.Лучше заряжать батарею, предварительно вынув ее из автомобиля, но если это сделать почему-то не удалось, следует в обязательном порядке отсоединить все клеммы и открыть заливные горловины.
2.Помещение, в котором производится зарядка, должно быть хорошо вентилируемым (в процессе выделяются взрывоопасные кислород и водород).
3.Производить зарядку следует вдали от открытых источников огня, надо воздержаться от курения вблизи АКБ.
4.Все этапы заряда следует производить в защитных очках.
5.Избегать попадания на кожу электролита, - если это произошло, то надо немедленно промыть пораженное место чистой водой и водным раствором соды.
При этом всегда следует учитывать, что опрокидывание АКБ и вылив электролита представляют опасность не только для здоровья заряжающего устройство, но и могут стать причиной замыкания пластин и выхода его из строя.

Стоит учитывать, что по результатам проведенных исследований заряд батареи от бортовой сети (разумеется, если она исправна) признан наиболее оптимальным. При этом не только перезаряд исключен, но и, в результате постоянного перемешивания электролита, достигается более полное его взаимодействие со внутренними слоями активной массы. Однако, мало кто знает, что батарея начинает заряжаться не сразу же после пуска двигателя, а только по достижению электролитом положительной температуры. Учет этого фактора особенно важен в зимнее время.

Соблюдение всех правил и рекомендаций по правильной эксплуатации, обслуживанию и зарядке аккумулятора, позволит значительно продлить срок его эффективной службы, поможет избежать неприятных ситуаций с невозможностью пуска двигателя и т.д.

Комментарии

К этой статье еще нет комментариев

* Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Внимание! Внешний вид товара, комплектация и характеристики могут изменяться производителем без предварительных уведомлений.
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.